Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение

  города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида№ 199 »

 

 

 

 

 

 

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

МАДОУ№199  

Протокол № 1 от 30.08.2021

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

 

К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  г. ХАБАРОВСКА

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.  Целевой раздел программы воспитания                                                           стр.3

1.1. Пояснительная записка                                                                                    стр. 3

1.2. Цель и задачи программы воспитания                                                           стр. 5

1.3. Методологические основы и принципы построения            

программы воспитания                                                                                           стр. 6

1.3.1. Уклад образовательной организации                                                           стр. 7

1.3.2.Воспитывающая среда ДОУ                                                                          стр. 8

1.3.3. Общности (сообщества) ДОУ                                                                       стр. 9

1.3.4. Социокультурный контекст                                                                           стр. 11

1.3.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ                                             стр. 12

1.4. Требования к планируемым результатам освоения программы                   стр. 13

1.4.1. Целевые ориентиры воспитательной работы

для детей      младенческого и раннего возраста (до 3 лет)                                  стр. 13

1.4.2. Целевые ориентиры воспитательной работы

для детей дошкольного возраста (до 8 лет)                                                           стр. 14

 

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание воспитательной работы

по направлениям воспитания                                                                                  стр. 16

2.1.1. Патриотическое направление воспитания                                                   стр. 17

2.1.2. Социальное направление воспитания                                                          стр. 19

2.1.3. Познавательное направление воспитания                                                   стр. 20

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания                         стр. 22

2.1.5 Трудовое направление воспитания                                                                стр. 23

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания                                             стр. 25

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса                                    стр. 28

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников в процессе

реализации Программы воспитания.                                                                      стр. 32

 

3. Организационный раздел

3.1. Общие требования к условиям реализации

 Программы воспитания                                                                                          стр. 34

3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО.                                    стр. 35

3.3. Организация предметно-пространственной среды                                        стр. 36

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса                                         стр. 36

 

Раздел 1. Целевой

 

1.1. Пояснительная записка

 

         Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является обязательным компонентом основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №199, определяет содержание и организацию воспитательной работы в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города  Хабаровска         «Детский сад комбинированного вида №199». Рабочая программа воспитания реализуется в рамках основной образовательной программы МАДОУ №199.

         Программа осуществляет образовательный процесс на уровне дошкольного образования на основе требований Федерального Закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах, стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного стандарта дошкольного образования.

         Основная приоритетная задача стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

         Дошкольное образование является первой ступенью общего образования и поэтому, начиная с раннего дошкольного возраста важно прививать детям основы социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.    Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования».

         Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных   целей начального общего образования.

         Рабочая образовательная программа воспитания в ДОУ строится на целеполагании,  ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает интересы и запросы участников образовательных отношений в лице: ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и запросов; родителей ребенка (законных представителей) и членов его семьи; государства и общества.

         Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»

Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно - правовых документов:

- Конституция Российской Федерации (принята        на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020     «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении         федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 04.09.2014 г. № 1726-р.

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).

- Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.

- Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).

         Программа учитывает «Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (пр. от 02.06. 2020 г. № 2/20).

1.2. Цель и задачи программы воспитания

 

         В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и основной образовательной программой МБДОУ №199 (далее - ООП) целью реализации программы воспитания является формирование гармонично развитой высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Содержание воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и  сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.         

         В соответствии с этим, цель воспитания в ДОУ, осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:

- в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений).

         Главной задачей является: создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности)

         Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 1 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования.

         Задачи воспитания соответствуют основным векторам воспитательной работы.

 

1.3. Методологические основы и принципы построения программы воспитания

 

         Методологической основой программы воспитания являются антропологический, культурно - исторический и практичные подходы. Концепция основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

         Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

         Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.

Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы:

      Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.

       Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки самосознания.

       Принцип   интеграции. Комплексный и        системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

         Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.

    Принцип учета возрастных и психофизических особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям ребенка.

     Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.

         Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.

        Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

    Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасного поведения.

        Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной

деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

      Принципы         инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно - этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

 

1.3.1.Уклад образовательной организации

 

         Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно- пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

         Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.

         Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ).

         Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:

 - обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды;

- оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;

- создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно- значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;

- современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалам и средствами обучения и воспитания;

- наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;

- учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка;

- соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;

-создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;

- системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.

 

1.3.2.Воспитывающая среда ДОУ.

 

         Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

         Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

         Для реализации целей и задач воспитания детей в ДОУ существуют следующие формы организации деятельности образовательного процесса:

- игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;

- тематический модуль, коллекционирование, чтение, беседа/разговор, ситуации,

конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки, мастерская, клубный час, праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, театрализованные игры, инсценировки.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее  ценностями и смыслами;

  • «от   совместности   ребенка   и   взрослого»: воспитывающая среда, направленная на  взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;

  • «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и  получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

         Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:

- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых

он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

         Коллектив МАДОУ прилагает усилия, чтобы детский сад представлял для детей среду, в которой  будет возможным приблизить учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, научит ребенка действовать и общаться в ситуациях, приближенных к жизни.

         Во всех возрастных группах имеются центры: патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания.

1.3.3. Общности (сообщества) ДОУ

         Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.

         Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

         Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

- мотивировать детей к          общению друг с другом, поощрять        даже  самые    незначительные стремления к общению и взаимодействию;

- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе  чувства доброжелательности;

- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к  сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность;

- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые       сплачивали бы и объединяли ребят;

- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

         Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

        Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников социума.

     Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в социуме, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

      Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

   Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

         Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

         Одним из видов детской общности является разновозрастная детская общность. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

         Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной    группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

 

         Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.

         Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

         Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует  родителей и детей первым;

- улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них  ответственность за поведение детей в детском саду;

- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

- уважительное отношение к личности воспитанника;

- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в  то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с  детьми;

- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

 

1.3.4. Социокультурный контекст

 

          Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в  которой человек        растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно- содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсо-воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности               как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания

 

1.3.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ

 

         Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых

он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.4. Требования к планируемым результатам освоения программы

 

         Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

         На уровне ДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры» основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

С полной версией документа можно ознакомиться в ДОУ или скачать