Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) обучающихся в соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

© 1967-2020 МАДОУ г.Хабаровска "Детский сад комбинированного вида №199".     

www.детский-сад199.рф

Хабаровск, Россия

680032, ул.Геодезическая 4а

Email: mdou-199@bk.ru

+7 (4212) 32-15-13

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида № 199» 
ТЕМА : «Логоритмика. Ее роль в системе  здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Неслучайно именно эта задача является приоритетной в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
      Система  здоровьесберегающих технологий в ДОУ включает в себя логоритмику.
 
      ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?   ЛОГОРИТМИКА – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка   к условиям внешней и внутренней среды.
         Особенность метода логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
          ЦЕЛЬ ЛОГОРИТМИКИ: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
 В результате логоритмических занятий реализуются следующие ЗАДАЧИ:
  • уточнение артикуляции;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие творческой фантазии и воображения.
 
В работе успешно использую музыкальный материал:
 
  • М. Ю. ГОГОЛЕВОЙ  « Логоритмика в детском саду»/ представлено тематическое планирование и серия  занятий с музыкальным приложением /  ;
  • О.А. НОВИКОВСКОЙ  « Логоритмика»  -  представлен практический материал  для работы в двух направлениях:
- развитие речи , коррекция речевых нарушений{упражнения на развитие  дыхания, голоса, темпа речи, мимики, речедвигательные упражнения т.д.}
            -развитие неречевых процессов{упражнения на ходьбу, маршировку, ,регуляцию мышечного тонуса, пальчиковые, подвижные игры , счетные упражнения и т. д.};
  •  логопедические распевки Н.В. НИЩЕВА ,   практический материал  Т.И.САКУЛИНОЙ,/ в данных пособиях представлены авторские разработки : игры, упражнения, ритмические танцы, хороводы, пальчиковые и подвижные игры/  ;           
  • « Этот удивительный ритм», программа « Ладушки» И. КАПЛУНОВОЙ,
          И. НОВОСКОЛЬЦЕВОЙ;
Дети с удовольствием   усваивают материал, т. к. он доступный, легкий и познавательный.
  • подготовила подборку ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ  на развитие чувства ритма, например,
 
                 «КОМПОТ»
 Будем мы варить компот,        Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,           Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.       Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.           Развести руки в стороны.
 
«ОТДОХНЕМ»
Мы ногами  топ-топ,                          топают
Мы руками хлоп, хлоп,                      хлопают
Мы глазами миг-миг,                         подмигивают
Мы плечами чик-чик.                         поднимают по очереди плечики
Раз- присели, два –привстали           пружинка
 Раз, два, раз, два
Поиграть нам все пора / Песню, пойте, детвора, слушать музыку пора/
 
  • при разучивании танцевальных движений использую ПОДГОВОРКИ, например,
 
    «КОВЫРЯЛОЧКА»                                        «ШАГ С  ПОЛУПРИСЕДАНИЕМ»
Носок – пятка, пе – ре – топ !                                     Шаг – присяду, шаг – присяду
Носок – пятка, пе – ре - топ!                                       - Спинку прямо я держу!
Вот какие молодцы –                                                   Танцевать я не устану,
     Мы танцоры – удальцы!                                              Я танцором стать хочу!
 
  • использую элементы самомассажа,  упражнения на расслабления, например,
 
   « ДОЖДИК»/ массаж спины/
Дождик бегает по крыше  -                    Похлопывание по спине всей ладонью
Бом! Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше –                          Постукивание по спине подушечками пальцев
Бом! Бом! Бом! Бом!
 
“ЧУДНЫЙ ДЕНЬ»/вибрация/
Какой сегодня чудный день!
           Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
 
       Для эффективности работы использую :
        МЕТОДЫ – словесные пояснения, выразительный показ движений, образный рассказ, вслушивание в музыку.
         ПРИНЦИПЫ— систематичность и последовательность, постепенное усложнение материала/ от простого к сложному/, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
       Основной принцип построения всей работы -тесная  связь движения ,музыки и  речевого материала.
       В своей НОД традиционно использую средства логоритмического воздействия:
 
  • - ходьба и маршировка в различных направлениях/ с атрибутами, пропеванием, хлопками /  ;
  • - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • - упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • - упражнения, активизирующие внимание;
  • - речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • - упражнения для развития музыкального слуха;
  • - ритмические упражнения;
  • - пение;
  • - упражнения в игре на инструментах;
  • - импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • - игровая деятельность;
  • - развитие творческой инициативы;
  • - заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
 
     Эффективность работы наблюдается в выступлениях на праздничных мероприятиях.  Дети самостоятельно исполняют танцы и перестроения, игры, хороводы ,участвуют в  инсценировках, играют на детских музыкальных инструментах.
    Эта тема для меня остается интересной и актуальной. Планирую продолжать работу в данном направлении.