I.  Целевой раздел Программы

 

1.1.Пояснительная записка

 

 Основная образовательная программа МАДОУ № 199 разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», под научной редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой  рабочей группой педагогов МАДОУ № 199 в составе: заместитель заведующего по ВМР Макарова О.Ю., педагог-психолог Ерофеева О.П., учитель-логопед Шумилова К.П., инструктор по плаванию Москвитина Е.С., музыкальный руководитель Максимова О.В., воспитатель Тимофеева И.А.,  с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Программа cпроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской 

Федерации»;

-  Федеральный закон от 27 декабря 2019 г.  N 515-ФЗ "О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования"
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155

- Министерство образования и науки РФ от 28.02.2014г. № 08-249

Комментарии к ФГОС дошкольного образования

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Действует до 31.01.2021 г
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 32

"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014"

Действует до 31.01.2021 г

- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373
   "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.         
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 05.08.2013г. № 08-1049
«Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование»

- Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. N 236
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
- Постановление главного санитарного врача РФ от 30.06.2020  № 16
Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)        

- Устав МАДОУ № 199.

 

1.2. Цели и задачи Программы

Цель  программы:  создание  благоприятных  условий  для  полноценного проживания ребенком  дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее  развитие  психических и  физических качеств  в соответствии с  возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  подготовка  к  жизни  в современном  обществе,  формирование  предпосылок  к  учебной  деятельности, обеспечение безопасности  жизнедеятельности  дошкольника.

 

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

—  укрепление  физического  и  психического  здоровья  ребенка,  формирование основ  его двигательной и гигиенической культуры;

—  целостное  развитие  ребенка  как  субъекта  посильных  дошкольнику  видов деятельности; 

—  обогащенное    развитие    ребенка,    обеспечивающее    единый    процесс социализации-индивидуализации  с  учетом  детских  потребностей,  возможностей  и способностей;

—  развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной  отзывчивости,  способности  к  сопереживанию,  готовности  к  проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

—  развитие  познавательной  активности,  любознательности, стремления к  самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

—  пробуждение  творческой  активности  и  воображения  ребенка,  желания включаться в творческую деятельность;

—  органичное  вхождение  ребенка  в  современный  мир,  разнообразное взаимодействие дошкольников  с различными сферами культуры: с изобразительным искусством  и  музыкой,  детской  литературой  и  родным  языком,  экологией, математикой, игрой;

— приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

-  приобщение  ребенка  к  красоте,  добру,  ненасилию,  ибо  важно,  чтобы дошкольный  возраст  стал  временем,  когда  у  ребенка  пробуждается  чувство  своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки;

-  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

          Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Дальнего Востока, Хабаровского края.   

         Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:

- приобщение к истории возникновения родного города, знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Хабаровский край;

- формирование представлений о достопримечательностях родного города (района), его государственных символах;

- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;

- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе;

- формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Хабаровского края;

- ознакомление с картой Хабаровского края, картой города.

 

 

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

 

В  ФГОС  ДО  выделяются  следующие  основные  принципы  дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

-построение  образовательной  деятельности  на  основе  индивидуальных особенностей  каждого  ребенка,  при  котором  сам  ребенок,  активный  в  выборе содержания  своего  образования,  становится  субъектом  образования

(индивидуализация  дошкольного образования);

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество ДОУ с семьей;

-приобщение  детей  к  социокультурным  нормам,  традициям  семьи,  общества  и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная    адекватность    дошкольного    образования    (соответствие    условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

Основными подходами к формированию Программы являются: 

 

-  деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

 - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку; 

- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей; 

 

 

 

1.3.1 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.        

При разработке программы учитывались следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

 

1.3.2. Географическое месторасположение        

Город Хабаровск расположен в Азии, на российском Дальнем Востоке, в нижней части средне-амурской низменности рядом с местом слияния рек Амур и Уссури. Город находится на возвышенной правобережной части Амура, при этом его рельеф разнообразен и сложен. Центральная часть Хабаровска раскинулась на пологих увалах с абсолютными отметками 70-90 метров и относительными превышениями 20-30 метров. Территория Хабаровска – 386,4 кв. км. 

Климат       

 Климатические условия Дальнего Востока имеют свои особенности: холодная зима, жаркое лето и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательный процесс включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости. В дни каникул создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной, игровой, продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги.     

          В холодное время года корректируется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.     

          Разработана таблица выхода детей на прогулку в зимний период.

 

    1.3.3. Характеристика социокультурной среды

 

        В настоящее время особенно актуальным становится создание предметно-пространственной развивающей среды. Одной из основных задач ФГОС ДО является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

        Социокультурная среда в ДОУ рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые обеспечивают процесс развития и саморазвития ребенка. С одной стороны, это пространство для развития и самоопределения ребенка (субкультура), а с другой стороны социокультурную среду мы рассматриваем как сферу педагогических влияний, направленных на развитие  личности ребенка дошкольного возраста.  

         Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, ДОУ обеспечивает социокультурную среду сопровождения личности ребенка дошкольного возраста.      

  Социокультурная среда МАДОУ № 199 представлена как единство трех составляющих: социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов; принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса; развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации

 

Социальный статус родителей воспитанников    

  Социальными заказчиками реализации программы как комплекса образовательных услуг являются, в первую очередь родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. Поэтому коллектив ДОУ создает доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

МАДОУ работает в условиях полного рабочего дня. Группы функционируют в режиме 5-ти дневной рабочей недели. График работы с 7.30 до 19.30 часов. Выходные дни – суббота и воскресенье, праздничные дни.

Образовательная программа МАДОУ разработана на основе изучения контингента родителей (образовательный, возрастной уровень) с учетом их социального заказа как активных участников педагогического процесса и определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная работа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также разностороннее развитие детей по основным направлениям – физическому, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и социально-коммуникативному.

 

1.3.4 Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

Возрастная характеристика детей 2-3 лет

 

Физическое  развитие

Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

 

Социально-коммуникативное  развитие

У  2  летних  детей  наблюдается  устойчивое  эмоциональное  состояние.  Для  них характерны  яркие  эмоциональные  реакции,  связанные  с  непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм  сопереживания,  сочувствия,  радости.  Все  дети  называют  себя  по  имени,

употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам».  Для  детей  3-х  летнего  возраста  характерна  неосознанность  мотивов, импульсивность и зависимость чувств и  желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным  состоянием  сверстников.  Однако  в  этом  возрасте  начинает складываться  и  произвольность  поведения.  У  детей    к  3  годам  появляются  чувство гордости  и  стыда,  начинают  формироваться    элементы  сознания,  связанные  с идентификацией  с именем и полом. Ранний  возраст завершается  кризисом  3-х лет. Кризис  часто  сопровождается    рядом  отрицательных    проявлений:  упрямство, негативизм, нарушение  общения  со  взрослыми и др. Игра  носит  процессуальный  характер,  главное  в  ней  -  действия.  Дети  уже

спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они  совершаются  с  игровыми  предметами,  приближенными  к  реальности.  Появляются действия с предметами - заместителями.  Для  детей  3х  летнего  возраста  игра  рядом.  В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. 

 

Речевое развитие

В ходе совместной со взрослыми  предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь  достигает  1000-1500  слов.  К  концу  3-го  года  жизни  речь  становится  средством общения  ребенка  со  сверстниками,  дети  воспринимают  все  звуки  родного  языка,  но произносят их с большими искажениями.

 

Познавательное  развитие

В сфере познавательного  развития восприятие окружающего мира - чувственное -  имеет  для  детей  решающее  значение.  Они  воспринимают  мир  всеми  органами чувств,  но  воспринимают  целостные  вещи,  а  не  отдельные  сенсорные  свойства. Возникает  взаимодействие  в  работе  разных  органов  чувств.  Зрение  и  осязание 15

 начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений.  Слуховые  и  речевые  двигательные  системы  начинают  взаимодействовать  при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность  к  различению  цветов.  Внимание  детей  непроизвольно.  Ребенок  просто  не понимает,  что  значит  заставить  себя  быть  внимательным,  т.е.  произвольно  направлять  и удерживать  свое  внимание  на  каком-либо  объекте.  Устойчивость  внимания  ребенка зависит  от  его  интереса  к  объекту.  Направить  на  что-либо  внимание  ребенка  путем словесного  указания  -  очень  трудно.  Детям  сложно  немедленно  выполнять  просьбы. Объем  внимания  ребенка  очень  невелик  -  один  предмет.  Память  проявляется  главным образом  в  узнавании  воспринимающихся  ранее  вещей  и  событий.  Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой  мышления становится  наглядно-действенная.

 

Художественно-эстетическое  развитие

В этом возрасте  наиболее  доступными  видами  изобразительной  деятельности является  рисование  и  лепка.  Ребенок  уже  способен  сформулировать  намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука  не  слушается.  Основные  изображения:  линии,  штрихи,  округлые  предметы.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий. В  музыкальной  деятельности  у  ребенка  возникает  интерес  и  желание  слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические  и танцевальные движения.

Ребенок вместе со взрослым способен подпевать  элементарные музыкальные фразы.

 

Возрастная характеристика, контингента детей 3-4  лет

 

Физическое   развитие

3-хлетний ребенок  владеет  основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы  в более сложных видах деятельности, но  вместе  с  тем  им    свойственно  неумение    соизмерять  свои  силы  со  своими возможностями. Моторика  выполнения  движений  характеризуется  более  или  менее  точным

воспроизведением  структуры  движения,  его  фаз,  направления  и  т.д.  К  4-м  годам ребенок  может  без  остановки  пройти  по  гимнастической  скамейке,  руки  в  стороны; ударять  мяч  об  пол    и  ловить  его  двумя  руками  (3  раза  подряд);  перекладывать  по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20  шт.) с поверхности

стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. 3-4-х  летний  ребенок  владеет  элементарными  гигиеническими  навыками самообслуживания (самостоятельно  и  правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду  из  бачка  для  слива;  при  приеме  пищи  пользуется  ложкой,  салфеткой;  умеет  пользоваться  носовым  платком;  может  самостоятельно  устранить  беспорядок  в одежде,  прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

 

Социально-коммуникативное развитие

К  трем  годам  ребенок  достигает  определенного  уровня  социальной компетентности:  он  проявляет  интерес  к  другому  человеку,  испытывает  доверие  к нему,  стремится  к  общению  и  взаимодействию  со  взрослыми  и  сверстниками.  У ребенка  возникают  личные  симпатии,  которые  проявляются  в  желании  поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном  контакте  со  взрослыми,  ярко  выражает  свои  чувства  -  радость, огорчение,  страх,  удивление,  удовольствие  и  др.  Для  налаживания  контактов  с другими  людьми  использует  речевые  и  неречевые  (взгляды,  мимика,  жесты, выразительные  позы  и  движения)  способы  общения.  Осознает  свою  половую принадлежность  («Я  мальчик»,  «Я  девочка»).  Фундаментальная    характеристика ребенка трех лет  - самостоятельность  («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для  детей  3х  летнего  возраста  характерна  игра  рядом.  В  игре  дети  выполняют отдельные  игровые  действия,  носящие  условный  характер.  Роль  осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека,

для  разыгрывания  простейших  сюжетно-ролевых  игр.  Игровые  действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

 

Речевое  развитие

 Общение  ребенка  в  этом  возрасте  ситуативно,  инициируется  взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает  свою  половую принадлежность. Возникает новая  форма  общения  со  взрослым  –  общение  на  познавательные  темы,  которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период  ребенок  обладает  повышенной  чувствительностью  к  языку,  его  звуковой  и смысловой  стороне.  В  младшем  дошкольном  возрасте  осуществляется  переход  от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке)

речи  к  использованию  и  ситуативной,  и  контекстной  (свободной  от  наглядной ситуации)  речи.  Овладение  родным  языком  характеризуется  использованием основных  грамматических  категорий  (согласование,  употребление  их  по  числу, времени  и    т.д.,  хотя  отдельные  ошибки  допускаются)  и  словаря  разговорной  речи.

Возможны дефекты  звукопроизношения.

 

Познавательное развитие.

В  развитии  познавательной  сферы  расширяются  и  качественно  изменяются способы  и  средства  ориентировки  ребенка  в  окружающей  обстановке.  Ребенок  активно  использует  по  назначению  некоторые  бытовые  предметы,  игрушки, предметы-заместители  и  словесные  обозначения  объектов  в  быту,  игре,  общении.

Формируются  качественно  новые  свойства  сенсорных  процессов:  ощущение  и восприятие. В практической деятельности  ребенок  учитывает  свойства  предметов и их    назначение:  знает  название  3-4  цветов  и    2-3  форм;  может  выбрать  из    3-х предметов    разных  по  величине  «самый  большой».  Рассматривая  новые  предметы

(растения,  камни  и  т.п.)  ребенок  не    ограничивается    простым  зрительным ознакомлением,  а  переходит  к  осязательному,  слуховому  и  обонятельному восприятию.  Важную  роль    начинают    играть    образы    памяти.  Память  и  внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный   характер. По просьбе  взрослого ребенок

может запомнить не менее 2-3слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить  значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет  один,  наиболее  яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает  предмет  в  целом.  Его  интересуют  результаты  действия,  а  сам  процесс

достижения еще не умеет  прослеживать. Конструктивная  деятельность  в  3-4  года  ограничивается  возведением

несложных  построек  по  образцу  (из    2-3  частей)  и  по  замыслу.  Ребенок  может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него  деятельностью в течение 5 минут. 

 

Художественно-эстетическое  развитие

         Ребенок  с  удовольствием  знакомится  с  элементарными  средствами выразительности    (цвет,  звук,  форма,  движения,  жесты),  проявляется  интерес  к произведениям народного и  классического  искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию  музыкальных произведений. Изобразительная  деятельность  ребенка  зависит  от  его  представлений  о предмете.  В  3-4  года  они    только  начинают  формироваться.  Графические  образы бедны, предметны,  схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других  рисунки  могут  быть  более  детализированы. Замысел  меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте  имеет лепка. Ребенок  может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года  из-за недостаточного развития  мелких мышц 

руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок  способен  выкладывать  и  наклеивать  элементы  декоративного  узора  и предметного схематичного  изображения из 2-4 основных частей. В музыкально-ритмической  деятельности  ребенок 3-4  лет испытывает желание

слушать  музыку  и  производить  естественные движения  под   звучащую  музыку.  К  4 годам овладевает элементарными  певческими  навыками  несложных  музыкальных произведений.  Ребенок  хорошо  перевоплощается  в  образ  зайчика,  медведя,  лисы, петушка  и  т.п.  в  движениях,  особенно  под  плясовую  мелодию.  Приобретает элементарные  навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и  художественных способностей. 

 

Возрастная  характеристика, контингента  детей  4-5  лет

К  пяти  годам  складывается  «психологический  портрет»  личности,  в  котором важная  роль  принадлежит  компетентности,  в  особенности  интеллектуальной  (это возраст «почемучек»), а также креативности.

 

Физическое  развитие

В  этом  возрасте  продолжается  рост  всех  органов  и  систем,  сохраняется потребность  в  движении.  Двигательная  активность  становится  целенаправленной, отвечает  индивидуальному  опыту  и  интересу,  движения  становятся  осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость

процесса  деятельности  для  ребенка,  неспособность  завершить  ее  по  первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе;  соблюдать  определенные  интервалы  во  время  передвижения  в  разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Позитивные  изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через  небольшие преграды., нанизывает бусины

(20 шт.) средней  величины (или  пуговицы) на толстую  леску. В  4-5  лет  у  детей  совершенствуются  культурно-гигиенические    навыки  (хорошо освоен  алгоритм  умывания,  одевания,  приема  пищи): они аккуратны  во время  еды, умеют  правильно  надевать обувь, убирают  на  место   свою  одежду, игрушки, книги. В  элементарном  самообслуживании  (одевание,  раздевание,  умывание    и    др.) проявляется самостоятельность ребенка.

 

Социально-коммуникативное  развитие

 К  5  годам  у  детей  возрастает  интерес  и  потребность  в  общении,  особенно  со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения  разнообразных  потребностей.  Лучше  ориентируется  в  человеческих

отношениях:  способен  заметить  эмоциональное  состояние  близкого  взрослого, сверстника,  проявить  внимание  и  сочувствие.  У  детей  формируется  потребность  в уважении  со  стороны  взрослого,  для  них  оказывается  чрезвычайно  важной  его похвала.  Это  приводит  к  их  повышенной  обидчивости  на  замечания.  Повышенная

обидчивость  представляет  собой  возрастной  феномен.  Совершенствуется  умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются  ролевые взаимодействия. Они указывают на

то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте  начинают появляться постоянные партнеры по игре. В  общую  игру  может  вовлекаться  от  двух  до  пяти  детей,  а  продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребенок  начитает  регулировать  свое  поведение  в  соответствии  с  принятыми  в обществе  нормами;  умеет  довести  начатое  дело  до  конца  (соорудить  конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление  произвольности. У  детей  начинает  формироваться  способность  контролировать  свои  эмоции  в движении,  чему  способствует  освоение  ими  языка  эмоций  (гаммы  переживаний, настроений).  Эмоциональность  пятилетнего  ребенка  отличается  многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.

К  5-ти  годам  в  элементарном  выполнении  отдельных  поручений  (дежурство  по столовой, уход за растениями и животными)  проявляется  самостоятельность.

 

Речевое  развитие

 Изменяется  содержание  общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной  ситуации,  в  которой  оказывается  ребенок.  Ведущим  становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок  получает  в процессе общения, может быть сложной и  трудной для понимания, но она вызывает интерес. В  речевом  развитии  детей  4-5  лет  улучшается    произношение  звуков  (кроме сонорных)  и  дикция.  Речь  становится  предметом  активности  детей.  Они  удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь  детей  при  взаимодействии  друг  с  другом  носит  ситуативный  характер,  а  при общении со взрослым становится вне ситуативной.

 

Познавательное развитие

В познавательном развитии 4-5 летних детей  характерна  высокая  мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в  разных  сферах    жизни  (изменения  в  живой  и    неживой  природе,  происхождение человека),    профессиональной  деятельностью  взрослых  и  др.,  то  есть  начинает формироваться    представление  о  различных  сторонах  окружающего  мира.  К  5-ти годам более развитым становится  восприятие. Дети оказываются способными назвать форму,  на  которую  похож  тот  или  иной  предмет.  Они  могут  вычленять  в  сложных объектах  простые  формы  и  из  простых  форм  воссоздавать  сложные    объекты.  Дети способны упорядочить  группы  предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить  такие  параметры,  как  высота,  длина  и  ширина.  Совершенствуется ориентация  в  пространстве.  Возрастает  объем  памяти.  Дети  запоминают  до  7-8 названий  предметов.  Начинает  складываться  произвольное  запоминание:  дети

способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое  стихотворение  и  т.д.  Начинает  развиваться  образное  мышление.  Дети оказываются способным использовать простыне схематизированные изображения для решения  несложных  задач.  Увеличивается  устойчивость  внимания.  Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в  течение 15-20 минут. Усложняется  конструирование.  Постройки  могут  включать  5-6  деталей. Формируются  навыки  конструирования  по  собственному  замыслу,  а  также планирование  последовательности  действий.

 

Художественно-эстетическое  развитие

 На  пятом  году  жизни  ребенок  осознаннее  воспринимает  произведения художественно-изобразительно-музыкального  творчества,  легко  устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные  в  произведении  искусства  действия,  поступки,  события,  соотносит

увиденное со своими  представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У  ребенка  появляется  желание  делиться  своими  впечатлениями  от  встреч  с искусством,  со  взрослыми  и  сверстниками.  Продолжает  развиваться  воображение. Формируются  такие  его  особенности,  как  оригинальность  и  произвольность.  Дети

могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное  развитие  получает  изобразительная  деятельность.  Рисунки становятся  предметным и  детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной,  овальной  формы,  простые  изображения  животных.  Дети  могут своевременно  насыщать  ворс  кисти  краской,  промывать  по  окончании  работы. Графическое  изображение человека характеризуется наличием  туловища, глаз,  рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали,  к  5  годам  овладевают  приемами  вырезывания  предметов  круглой  и овальной  формы.  Лепят  предметы  круглой,  овальной,  цилиндрической  формы, простейших животных, рыб, птиц.

К  5-ти  годам  ребенок  выполняет  элементарные  танцевальные  движения (пружинка,  подскоки,  кружение  и  т.д.).  Может  петь  протяжно,  при  этом  вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской  деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть  песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают  первые  попытки творчества.

 

Возрастная  характеристика, контингента  детей  5-6  лет

 

Физическое  развитие

Продолжается  процесс  окостенения  скелета  ребенка.  Дошкольник  более совершенно  овладевает  различными  видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на  небольшие расстояния. Шестилетние  дети  значительно  точнее выбирают движения,  которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются  у    детей  3-5  лет.  В  период  с  5  до  6  лет  ребенок  постепенно  начинает  адекватно оценивать  результаты  своего  участия  в  играх  соревновательного  характера. Удовлетворение  полученным  результатом  к  6  годам  начинает  доставлять  ребенку

радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже  начинают наблюдаться различия  в  движениях  мальчиков  и  девочек  (у  мальчиков  -  более  прерывистые,  у  девочек  – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев  рук. Некоторые дети  могут  продеть  шнурок в ботинок  и  завязать бантиком. В  старшем  возрасте  продолжают  совершенствоваться культурно-гигиенические навыки:  умеет  одеться  в  соответствии  с  условиями  погоды,  выполняет  основные правила  личной  гигиены,  соблюдает    правила  приема    пищи,  проявляет  навыки

самостоятельности.  Полезные  привычки  способствуют  усвоению  основ  здорового образа жизни.

 

Речевое  развитие

Общение  детей  выражается  в  свободном  диалоге  со  сверстниками  и  взрослыми, выражении своих  чувств и  намерений с помощью  речевых и неречевых  (жестовых, мимических,  пантомимических) средств. Продолжает  совершенствоваться  речь,  в  том  числе  ее  звуковая  сторона.  Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и  сонорные звуки. Развивается фонематический  слух,  интонационная    выразительность  речи  при  чтении  стихов  в сюжетно-ролевой игре и в повседневной  жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети  используют все части  речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная  речь:  дети  могут  пересказывать,  рассказывать  по  картинке,  передавая  не только главное, но и детали.

 

Познавательное развитие.

В познавательной  деятельности  продолжает  совершенствоваться  восприятие цвета,  формы  и  величины,  строения  предметов;  представления  детей систематизируются.  Дети  называют  не  только  основные  цвета  и  их  оттенки,  но  и промежуточные цветовые оттенки; форму  прямоугольников, овалов, треугольников. К  6-ти  годам  дети  легко  выстраивают  в  ряд  –  по  возрастанию  или  убыванию  –  до десяти предметов разных по  величине. Однако дошкольники испытывают трудности при  анализе  пространственного  положения  объектов,  если  сталкиваются  с несоответствием  формы  и  их  пространственного  расположения.  В  старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только  решить  задачу  в  наглядном  плане,  но  и  совершить  преобразования  объекта. Продолжают  совершенствоваться  обобщения,  что  является  основой  словесно-логического  мышления.  5-6  лет  -  это  возраст  творческого  воображения.  Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Конструирование  характеризуется   умением анализировать условия, в которых протекает  эта  деятельность.  Дети  используют  и  называют    различные  детали деревянного  конструктора.  Могут  заменять  детали  постройки  в  зависимости  от имеющегося  материала.  Овладевают  обобщенным  способом  обследования  образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по  условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая  ее в  несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.

 

Социально-коммуникативное  развитие

Дети  проявляют  высокую  познавательную  активность.  Ребенок  нуждается  в содержательных  контактах  со  сверстниками.  Их  речевые  контакты  становятся  все более  длительными  и  активными.  Дети  самостоятельно    объединяются  в небольшие группы  на  основе  взаимных  симпатий.  В  этом  возрасте  дети  имеют дифференцированное  представление  о  совей  гендерной  принадлежности  по существенным  признакам  (женские  и  мужские  качества,  особенности  проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роди до  начала  игры  и  строят  свое  поведение,  придерживаясь  роли.  Игровое взаимодействие  сопровождается  речью,  соответствующей  и  по  содержанию,  и интонационно  взятой  роли.  Речь,  сопровождающая  реальные  отношения  детей, отличается  от  ролевой  речи.  При  распределении  ролей  могут  возникать  конфликты,  связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация  игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто  пытаются  контролировать  друг  друга  -  указывают,  как  должен  вести  себя  тот или иной персонаж. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления  эмоционального  состояния  в выражениях,  жестах,  интонации  голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.  В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда, выполняются качественно,  быстро,  осознанно.  Активно  развиваются  планирование  и самооценивание трудовой деятельности.

 

Художественно-эстетическое  развитие

В  изобразительной  деятельности  5-6  летний  ребенок  свободно  может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной  формы  и  соединений  разных  линий.    Расширяются  представления  о  цвете (знают  основные  цвета  и  оттенки,  самостоятельно  может  приготовить  розовый  и голубой  цвет).  Старший  возраст  –  это  возраст  активного  рисования.  Рисунки  могут быть  самыми  разнообразными    по  содержанию:  это  жизненные  впечатления  детей, иллюстрации  к  фильмам  и  книгам,  воображаемые  ситуации.  Обычно  рисунки представляют  собой  схематичные  изображения  различных  объектов,  но  могут отличаться  оригинальностью  композиционного  решения.  Изображение  человека становится  более детализированным и  пропорциональным. По рисунку можно судить о    половой  принадлежности  и  эмоциональном  состоянии  изображенного  человека. Рисунки  отдельных  детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью.  В  лепке детям  не  представляется  трудности  создать  более    сложное  по  форме  изображение. Дети  успешно  справляются  с  вырезыванием  предметов  прямоугольной  и  круглой формы разных пропорций. Старших  дошкольников  отличает  яркая  эмоциональная  реакция  на  музыку. Появляется  интонационно-мелодическая  ориентация  музыкального  восприятия. Дошкольники  могут  петь  без  напряжения,  плавно,  отчетливо  произнося  слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с  выставлением ноги на  пятку,  поочередное  выбрасывание  ног  вперед  в  прыжке  и  т.д.  Могут импровизировать,  сочинять  мелодии  на  заданную  тему.  Формируются первоначальные представления  о жанрах  и видах  музыки.

 

Возрастная характеристика, контингента  детей 6-7 лет

 

Физическое  развитие

К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные  движения,  которые  требуют  гибкости,  упругости,  силы.  Его  тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки  становятся  более  выносливыми,  ловкими,  подвижными.  В  этом    возрасте  дети

уже  могут  совершать    довольно  длительные  прогулки,  долго  бегать,  выполнять  сложные физические  упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без  специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений). Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в  подвижных  и  спортивных  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение полученным результатом  доставляет ребенку радость и поддерживает  положительное отношение к себе и своей команде («мы  выиграли, мы сильнее»).

Имеет  представление  о  своем  физическом  облике  (высокий,  толстый,  худой, маленький  и  т.п.)  и  здоровье,  заботиться  о  нем.  Владеет    культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

 

Социально-коммуникативное  развитие

К  семи  годам  у  ребенка  ярко  проявляется  уверенность  в  себе  и  чувство собственного  достоинства,  умение  отстаивать  свою  позицию  в  совместной деятельности.  Семилетний  ребенок  способен  к  волевой  регуляции  поведения, преодолению  непосредственных  желаний,  если  они  противоречат  установленным

нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора  между  «можно»  и  «нельзя»,  «хочу»  и  «должен».  Проявляет  настойчивость, терпение,  умение  преодолевать  трудности.  Может  сдерживать  себя,  высказывать просьбы,  предложения,  несогласие  в  социально  приемлемой  форме.  Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Самостоятельность  ребенка проявляется  в  способности без  помощи  взрослого решать  различные  задачи,  которые  возникают  в  повседневной  жизни (самообслуживание,  уход  за  растениями  и  животными,  создание  среды  для

самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

В сюжетно-ролевых играх  дети  7-го  года  жизни  начинают  осваивать  сложные взаимодействия  людей, отражающих характерные  значимые  жизненные ситуации, например,  свадьбу,  болезнь  и  т.п.  Игровые  действия  становятся  более  сложными, обретают  особый  смысл,  который  не  всегда  открывается  взрослому.  Игровое

пространство  усложняется. В нем может быть несколько  центров, каждый из которых поддерживает  свою  сюжетную  линию.  При  этом  дети  способны  отслеживать поведение  партнеров  по  всему  игровому  пространству  и  менять  свое  поведение  в зависимости  от  места в нем (например, ребенок обращается  к  продавцу не просто

как покупатель/, а  как покупатель-мама). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Семилетний  ребенок  умеет  заметить  изменения  настроения  взрослого  и сверстника,  учесть  желания  других  людей;  способен  к  установлению  устойчивых контактов  со  сверстниками.  Ребенок  семи  лет  отличается  большим  богатством  и глубиной  переживаний,  разнообразием  их  проявлений  и  в  то  же  время  большей

сдержанностью  эмоций.  Ему  свойственно  «эмоциональное  предвосхищение»  — предчувствие  собственных  переживаний  и  переживаний  других  людей,  связанных  с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

 

Речевое  развитие

Происходит  активное  развитие  диалогической  речи.  Диалог  детей  приобретает характер  скоординированных  предметных  и  речевых  действий.  В  недрах диалогического    общения  старших  дошкольников  зарождается  и  формируется  новая форма  речи -  монолог. Дошкольник  внимательно слушает  рассказы  родителей,  что у    них    произошло  на  работе,  живо  интересуется  тем,  как  они  познакомились,  при

встрече с незнакомыми  людьми  спрашивают, кто это, есть ли у них  дети и т.п.  У детей продолжает развиваться речь ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.  Развивается  связная  речь.  В  высказываниях  детей  отражаются  как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети  начинают  активно  употреблять  обобщающие  существительные,  синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. 

 

Познавательное  развитие

Познавательные  процессы  претерпевают    качественные  изменения;  развивается произвольность  действий.  Наряду  с  наглядно-образным  мышлением    появляются элементы  словесно-логического  мышления.  Продолжают  развиваться  навыки обобщения  и  рассуждения,  но  они  еще  в  значительной  степени  ограничиваются

наглядными  признаками  ситуации.  Продолжает    развиваться  воображение,  однако часто  приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей  группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе  средств  массовой  информации,  приводящими  к  стереотипности  детских образов. Внимание  становится произвольным, в некоторых видах  деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

К  7  годам  дети  в  значительной  степени  освоили  конструирование  из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными  способами анализа, как  изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными пропорциональными.  Дети  точно  представляют  себе  последовательность,  в  которой будет  осуществляться  постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы  сложения  из  листа  бумаги  и  придумывать  собственные.  Усложняется конструирование  из природного материала.

 

Художественно-эстетическое  развитие

В  изобразительной  деятельности  детей  6-7  лет  рисунки    приобретают  более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия  между  рисунками  мальчиков  и  девочек.  Мальчики  охотно  изображают технику,  космос,  военные  действия;  девочки  обычно  рисуют  женские  образы:

принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и  т.п.  При  правильном  подходе  у  детей  формируются  художественно-творческие способности в изобразительной  деятельности. Изображение  человека становится еще более детализированным  и пропорциональным. Появляются  пальцы на руках, глаза, рот,  нос,  брови,  подбородок.  Одежда  может  быть  украшена  различными  деталями.

Предметы,  которые  дети  лепят  и  вырезывают,  имеют  различную  форму,  цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми  годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные  вопросы  к  взрослому,  способность  к  речевому  комментированию процесса  и  результата  собственной  деятельности,  стойкая  мотивация  достижений, развитое  воображение.  Процесс  создания  продукта  носит  творческий  поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет  достаточно  адекватно  оценивает результаты  своей  деятельности по  сравнению  с

другими  детьми,  что  приводит  к  становлению  представлений  о  себе  и  своих возможностях. Значительно  обогащается  индивидуальная  интерпретация  музыки.  Ребенок определяет,  к  какому  жанру  принадлежит  прослушанное    произведение.  Чисто  и выразительно  поет,  правильно  передавая  мелодию  (ускоряя,  замедляя).  Дошкольник может  самостоятельно  придумать  и  показать  танцевальное  или  ритмическое движение.

 

 

1.3.5 Приоритетные направления МАДОУ

 

Работа по охране жизни и укрепление физического здоровья, реализация индивидуальных возможностей детей.

 

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий, приобщение воспитанников к занятиям физической культурой, спортом, формирование потребности в здоровом образе жизни является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения.

 Цель – сохранение и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей воспитанников.

Задачи:

1. Создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, формирования у них основ здорового образа жизни.

2. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.

3. Раннее выявление физических способностей детей 3 – 7 лет.

4. Формирование у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование обогащённой предметно-развивающей среды и условий для физического развития детей. 6. Создание системы взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического развития детей.

 

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при комплексном применении принципов физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

 • Принцип оздоровительной направленности, согласно которому воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей. 

• Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально – нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.

• Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания и физкультурно – оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.

 • Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.

 • Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В дошкольном учреждении имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их отдыха

 

Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание речевого развития детей: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

 

Задачи речевого развития

  • овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

  • развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия);

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Принципы развития речи:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития,

- принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи,

- принцип развития языкового чутья,

-принцип формирования элементарного осознания явлений языка,

-принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,

-принцип обогащения мотивации речевой деятельности,

- принцип обеспечения активной языковой практики.

 

 

1.3.6 Инновационная деятельность МАДОУ

 

Формирование сенсомоторного развития у детей младенческого и раннего возраста в условиях ФГОС ДО.

 

Цель: Создание системы активизации сенсомоторного развития детей младенческого и раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

 

Реализация данной цели предусматривает образовательное пространство, которое должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Особые требования предъявляются к доступности среды. Доступность среды для детей раннего возраста, предполагает доступность помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

 

Задачи:

1.Удовлетворение запросов  семьи по вопросам  развития и воспитания детей  младенческого и раннего возраста.

2.Обеспечение полноценного проживания  ребёнком  всех  этапов  детства.

3.Создать условия по обновлению развивающей предметно-пространственной среды,   оптимально  обеспечивающей  процессы  развития детей  младенческого и раннего  возраста в соответствии с ФГОС ДО.

4.Изучить,  нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение для качественного сенсомоторного  развития  младенческого и раннего возраста  в соответствии с ФГОС ДО.

5.Разработать  и апробировать   программу, по активизации сенсомоторного развития детей  младенческого и раннего возраста  «Бусинки».

6.Повысить психолого-педагогическую компетентность  педагогов и родителей (законных представителей) по воспитанию и развитию детей  первого и второго года жизни.

 

 

 

1.4 Планируемые результаты реализации программы

 

Планируемые результаты освоения ООП ДО представлены в нашей Программе в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.   

   Целевые ориентиры:

 − не подлежат непосредственной оценке;

 − не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; 

− не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; − не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; 

− не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. 

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

         Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. 

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности,  во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

          Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия. 

Данные мониторинга отражают динамику становления основных (ключевых)  характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи. 

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.  Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – оказывают помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.

 

1.4.1.  Планируемые результаты освоения Программы в раннем возрасте:

 *ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

*использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 *владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; *стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

*проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; *проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

*у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

1.4.2. Планируемые результаты освоения Программы на этапе завершения дошкольного образования:

*ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

*ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

*ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

*ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

*у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

*ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 *ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из  области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; 

*ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

2. Содержательный раздел

 

2.1. Образовательная деятельность в пяти образовательных областях в соответствии с направлениями развития ребенка. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под научной редакцией  Т.И. Бабевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

         Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: 

● физическое развитие. 

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● социально-коммуникативное развитие;

Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

С полной версией документа можно ознакомиться в ДОУ

Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) обучающихся в соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

© 1967-2020 МАДОУ г.Хабаровска "Детский сад комбинированного вида №199".     

www.детский-сад199.рф

Хабаровск, Россия

680032, ул.Геодезическая 4а

Email: mdou-199@bk.ru
+7 (4212) 32-15-13