ПАМЯТКА "Календарное планирование по ФГОС"
Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Технология разработки календарных планов
-
Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер.
-
Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
-
Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
-
Учитывать степень усложнения материала.
-
Соответствие программно-методическому обеспечению.
-
Включать все виды деятельности.
-
Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Существуют следующие принципы планирования образовательной работы с детьми:
-
Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.
-
Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
-
Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
-
Учтены время года и погодные условия.
Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
Должна быть прослежена работа с родителями.
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения
-
Титульный лист
-
Список детей группы
-
План работы с родителями
-
Расписание сетки занятий на неделю
-
Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
-
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
-
Планирование самостоятельной деятельности детей
-
Планирование гимнастик
План работы с родителями
Содержание работы с родителями планируется на месяц. Следует указать, какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.
Работа может быть расписана в различных формах проведения:
-
родительские собрания,
-
консультации (индивидуальные, групповые),
-
семинары-практикумы,
-
тематические выставки,
-
эпизодические беседы с родителями,
-
клубы по интересам,
-
совместные праздники,
-
развлечения и досуги,
-
анкетирование,
-
родительские посиделки,
-
экскурсии,
-
туристические походы,
-
участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.
Перечислим основные «необходимости» каждого дня:
-
индивидуальный диалог с каждым ребенком;
-
совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
-
чтение или рассказывание;
-
дидактические упражнения, развивающие игры;
-
творческие игры;
-
наблюдения (в группе, на воздухе);
-
психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
-
труд (различные виды);
-
художественно-продуктивная деятельность;
-
музыка;
-
познавательная пятиминутка.
Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Планирование утреннего отрезка времени
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. Отличительной особенностью является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает, какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
-
игровую деятельность,
-
беседы с детьми,
-
рассматривание предметов и иллюстраций,
-
короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций.
Количество видов деятельности в утренние часы:
-
в младшей и средней — 3-4 вида,
-
в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности опираясь на примерные каноны.
Планирование прогулки
В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней. Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Существует четыре вида прогулки:
-
Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
-
Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
-
Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
-
Спортивная (соревнования, эстафеты).
Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные.
Виды наблюдений:
-
Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
-
Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
-
Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
-
Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
-
Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.
Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения, примерно.
При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:
-
спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
-
затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
-
трудовая деятельность детей.
Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.
Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
Напомню, что выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе.
Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)
На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.
Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.
Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Эти упражнения должны проводиться в соответствии со временем года, погодными условиями. Упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:
-
Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
-
Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
-
Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
-
Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
-
Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
-
Скрепление деталей разнообразными способами.
-
Мозаики из различных материалов, пазлы.
-
Игры с водой, с песком.
-
Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
-
Игры с веревочкой.
Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:
-
Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
-
Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Планирование второй половины дня
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
-
уборку групповой комнаты;
-
ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
-
стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
-
изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:
-
кукольный, настольный, теневой театры;
-
концерты;
-
спортивные, музыкальные и литературные досуги;
-
слушание аудиокассет и многое другое.
В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.
Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим):
-
Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).
Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.
-
Рифмованные правила поведения безопасности.
-
Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.
При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.
-
Экскурсии, целевые прогулки.
-
Продуктивные виды детской деятельности — изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
-
Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).
-
Тренинги (игровые).
В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.
Ознакомление детей с художественной литературой
Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.
Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в младших-средних группах и 20-25 минут в старшей-подготовительной группах.
Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.
В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы).
-
Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.
-
Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю — месяц.
При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.
В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.
В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которыеявляются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.
В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения
Организация работы по театрализованной деятельности:
Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время. Она может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности, а может быть запланирована как специальное занятие.
Виды театрализованной деятельности:
-
Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
-
Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
-
Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
-
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
-
Отдельные упражнения по этике.
-
Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Познавательно-речевое развитие
Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.
Виды совместной деятельности детей и воспитателя:
-
Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
-
Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
-
Подвижные игры со звукоподражаниями.
-
Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).
-
Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).
-
Беседы.
-
Викторины, конкурсы с речевым материалом.
-
Игры с природным материалом.
-
Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
-
Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).
Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:
-
Специальные речевые занятия.
-
Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием.
-
Игры с передачей по кругу мяча, картинок.
-
Игры «Живые слова», «Телефон».
-
Игры-драматизации.
-
Беседы с детьми.
-
Народные игры.
-
Сюжетно-ролевые игры.
-
Этюды, импровизации.
-
Наблюдения, прогулки, экскурсии.
-
Рассматривание рисунков и фотографий.
-
Свободное и тематическое рисование, лепку.
-
Чтение художественных произведений.
-
Рассказы педагога и рассказы детей.
-
Сочинение историй.
-
Мини-конкурсы, игры-соревнования.
Планирование гимнастик
Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:
-
1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
-
2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
-
3 часть – заключительная.
Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.
Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.
Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум — 2 раза в день.
Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.
Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.
Существует также сопряженная гимнастика — театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.
Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут
Вывод:
Календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность всех видов детской деятельности.